ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА г. КАЗАНИ


 

На главную

О ЦБС

Наши библиотеки

Издания

 Ресурсы

Панорама жизни ЦБС Клубы Гостевая
 

 

ИЗДАНИЯ ЦБС "Татарская литература 20 века"

 

 

Стр.1, 2

Тауфик Айди

(1941-2001)

  Тауфикъ Айди родился 1 мая 1941 года в Шатуринском районе Московской области. Детство и отрочество его прошли в Апастовском районе Татарстана и Азовском районе Омской области. В Татарстане он семилетку закончил на татарском языке, в Сибири – учился на казахском языке. В Елабуге получил библиотечное образование и работать отправился в Апастовский район. С 1965 г. он работал в казанском «Оргсинтезе» слесарем, аппаратчиком. Потом заочно учился на отделении татарского языка и литературы Казанского государственного университета. Во время учебы трудился на стройке, в милиции. После окончания университета он хотел устроиться в редакцию, но его там не приняли. Так он начал работать сторожем, чернорабочим.

Тауфикъ Айди также работал в школах, в республиканском доме народного творчества, в разных редакциях. В 1983-85 гг. в Москве закончил высшие литературные курсы.

Началом творчества Тауфика Айди можно считать 1967 год. Он в журнале «Ялкын», газете «Яшь ленинчы» (ныне «Сабантуй») начал печатать рассказы для детей. Через республиканскую печать читатели знакомились с его статьями, очерками, рассказами.

Славу ему принесла повесть «Круг» («Боќра»). Он в 1980 г. был удостоен премии   на республиканском конкурсе. Тауфикъ Айди за повесть был награжден специальными дипломами МВД СССР,  Союза писателей СССР.

 В начале 80-х годов были напечатаны публицистические заметки, статьи о знаменитых ученых и представителях культуры татарского народа. Тауфикъ Айди также был видным переводчиком. С тюркских языков он переводил самые известные произведения на татарский язык.

В 1982 году Тауфикъ Айди был принят в Союз писателей СССР.

Долгие годы Т.Айди руководил отделом прозы журнала «Казан утлары».

В последние годы очень интересовался жизнью татар в других регионах России, в СНГ, за рубежом.

В творчестве Тауфика Айди центральное место занимают путевые заметки, рассказы об знаменитых людях. Но также он известен своими художественными произведениями. Его детективная повесть «Боќра» («Кольцо») была большим событием в татарской литературе. А скоро появился роман «Елан угы» («Жало змеи»), посвященное движению басмачей в Средней Азии.

В годы революции, голода, репрессий очень много татар, в одиночку и семьями, уезжали в поисках лучшей доли в другие места, другие страны. Некоторые из них через какое-то время приехали обратно, но многие остались уже на новых местах. О них мы знаем мало или почти ничего не знаем. Вот это белое пятно истории постарался раскрыть Тауфикъ Айди. В годы перестройки у писателя появилась возможность выезжать за рубеж, знакомиться с татарской диаспорой в зарубежных странах. Он побывал в Германии, Турции, Румынии, Болгарии, Кипре (автор называет Кыбрыс), Эстонии, Молдавии. Конечно, многие ездят за границу. Но Т.Айди с каждой поездки возвращается с путевыми заметками, где описывает увиденное, услышанное. Он  раскрывает души своих попутчиков, новых знакомых, рассматривает историю стран в новом ракурсе. Радуется, если татары живут хорошо, занимают достойное место, и горюет, если им там худо.

Жанр путевых заметок существует издавна. Вспомним рассказы Карла Фукса, Ахмеда Ибн Фазлана, Ибн Баттута, Афанасия Никитина, Николая Гончарова. Они знакомят читателей со странами, с народами, с их обрядами, обычаями, географией, природой и т.д. При этом каждый автор описывает то, что интересно ему, что поразило его душу и взгляд. Так же обстоит дело и с путевыми заметками Т.Айди.

О чем же рассказываю его книги?

Книга «Кайда да кадерле» («Везде дороги»)  вышла в середине 80-х годов. Айди здесь с гордостью писал о художнике Чингизе Ахмарове, живущем в Узбекистане, о братьях Абдуллиных, знатоке тюркских и восточных языков, языковеде докторе наук Балхыз ханым, художнике Ахмете Китаеве, живущем в Москве, профессоре Московского государственного университета Искандаре Нигъматуллине (в настоящее время его старший сын Роберт Искандерович – академик, депутат Госдумы, Булат Искандерович – замминистра атомно–ядерной энергетики РФ, Раис Искандерович – доктор наук, профессор) и др.

Иблискђ ришвђт – роман о татарских военнопленных в 1943-1945 гг. в Германии. В Германии был образован татарский комитет.

Елан угы – Роман о Бухарских событиях 1920-ых годов. В 1920 году был разрушен Бухарский эмират. Вместо него была образована Народная республика. В книге описывается этот период. В страну вошли афганские беки, английские шпионы и т.д.

Роман начинается  с убийства военного комиссара республики Багаутдина Шигабутдинова. Видели, что у него сидела женщина. Он был чем–то расстроен, озабочен.

Официальная версия – застрелился из–за женщины. Но Фарукзян Байкучатов, один из чекистов, присутствовавший в это время  в здании, сомневается. Осмотрев место происшествия, выяснив обстоятельства, он приходит к мысли, что все не так просто, что Шигабутдинова убили.

При этом в романе рассматривается судьба татар. Как они переезжали с места в место, из Татарстана в другие края. Их быт, обряды…

Автор хорошо знает историю  Средней Азии, в частности, Бухары. Это чувствуется в каждой детали, в каждом штрихе романа.

Заман џђм шђхеслђр – Знаменитые татары.

Оќмах утравы – Болгария, Кыбрыс (автор так называет Кипр), Молдавия, Румыния.

«Гљлчђчђклђр илендђ кара болыт», «Дунайдагы кардђшлђр» – Тюркские племена в Румынии, Болгарии, татарская диаспора, его прошлое и настоящее. В Румынии живут Добруджинские татары. Их историю делят на два периода: османский (ХIV век – 1978 г.) и румынский (после 1878 г.)  периоды. Если в первый период главным было религиозное воспитание, то после 1878 г. уже ввели светские науки. Айди также рассказывает о геноциде против татар в «социалистических странах». С 1959 по 1989 г. татарам  вообще не давали изучать свой родной язык и литературу.  В Болгарии шла христианизация всех татар, тюрков. Например, Сагадат и его жена. В 1985 г. их заставили креститься, сменить имя.

«Исђнме, Гагаузстан»  – Рассказывается о малоизвестных нам тюркских национальностях. Там можно почерпнуть очень много интересного и нового.

«Оќмах утравы» – Жизнь тюрков в Кипре. Автор называет остров Кыбрысом. Там существует Северная Кипрская  тюркская республика («Тљньяк Кыбрыс Тљрек Ќљмџњрияте»). Численность его населения меньше, чем население Нижнекамска. Но в этой республике пять университетов, там учится 10 тысяч студентов. Т.е. 5–6 процентов населения – студенты. А в Татарстане эта цифра составляет всего 2 процента. 

Стр.1, 2

     

 Copyright © 2002-2003   ООО "Аккорт"