ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА г. КАЗАНИ


 

На главную

О ЦБС

Наши библиотеки

Издания

 Ресурсы

Панорама жизни ЦБС Клубы Гостевая
 

 

ИЗДАНИЯ ЦБС "Татарская литература 20 века"

 

   

Стр. 1, 2, 3, 4

Атилла Расих

(1915-1996)

В мире литературы, если посмотришь на творческий путь писателей, то замечаешь, что некоторые писатели приходят в литературу как состоявшиеся личности, а некоторые – маленькими шажками: сначала они незаметны, а затем становятся маститыми. Такой творческий путь прошел Атилла Расих.

     Атилла Кадырович Расулев родился 16 сентября 1915 года в городе Стамбуле /Турция/. Его отец Кадыр был сыном ишана Зайнуллы из Троицка. О шейхе Зайнулле в 1917 г. была написана книга в  105–и страницах. Подготовил и издал книгу Ризаэтдин Фахретдинов. В предисловии  Р.Фахретдинов пишет о Зайнулле шейхе, что он всегда старался помочь простым людям и советами, и материально, хорошо знал тибетскую медицину, помогал лечиться. Отец Атиллы был средним сыном ишана Зайнуллы. После получения образования в медресе он уезжает в Стамбул и там 3 года учится в турецкой гимназии. Недолгое время был муллой в Троицке. 

А.Расих считает, что он стал писателем благодаря матери. Зайтуна ханум – так звали маму А.Расиха. Она была образованной женщиной того времени. Училась в медресе Буби, где преподавали на турецком языке. Девушка была целеустремленная, всегда стремилась к знаниям. Чтобы выучить русский язык, она поселилась в русском квартале. Даже замужество, рождение ребенка не стали преградой для получения знаний. Зайтуна и Кадыр совершили хадж: это для них было свадебным путешествием. Потом она посещала и изучала методы обучения в школах Турции. В этом ей помогал Йосиф Акчура.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война  стала преградой для возвращения домой. Но всё–таки им это удаётся: продав все имущество, собрав последние сбережения, они возвращаются на Родину. В годы революции семья терпит лишения. Они сначала живут в Троицке, потом в 1929 году семья Расулевых переезжает в Казань. Отец заканчивает курсы счетоводов и уезжает в Киргизию, мама едет в деревню Шали и устраивается учительницей.

Атилла остается один в городе. Живет  там впроголодь. Часто едет к маме в деревню за продуктами. Несмотря на трудности, тяга к знаниям не угасает, он стремится учиться.

Атилла учится в школе имени Короленко, где трехлетнюю программу проходит за 2 года. В 1931 г. поступает учиться в ФЗУ при заводе имени Вахитова. Здесь же ходит в литературный кружок при редакции заводской многотиражки «Вахитовец», которым руководит молодой писатель Хан Джамиль. На заседании этого кружка Атилла впервые встречается с живыми писателями. Все это подготовило почву для последующего прихода А.Расиха в литературу.

Первые самостоятельные литературные шаги А.Расиха связаны с именем М.Джалиля. Поэт первым заметил творческие способности юного Атиллы и ещё в 1931 году опубликовал его рассказ «Борылыш» («Перелом») в редактируемом им детском журнале «Октябрь баласы» («Октябрёнок»), издававшемся в Москве на татарском языке. Нетрудно себе представить, как взолновало юношу внимание известного и популярного в народе поэта.

Свою сознательную писательскую деятельность А.Расих начал с коротких рассказов, в которых молодой автор осветил целую гамму каждодневных явлений и проблем тогдашней действительности.

В 1934 году в журнале «Чаян» под псевдонимом «А. Расих» появляется рассказ «Около кассы». По словам писателя, именно с этого произведения начинается его сознательное писательское творчество. В этом произведении автор нашёл интересную жизненную деталь для разоблачения взяточничества.

 В небольшом эпизоде достоверно раскрывается моральное лицо кассира-взяточника. В  небольшом  городке, несмотря на ранний час, собралось много народу у кассы. В очереди есть люди,  которые уже неделю ждут билеты.  Вот через некоторое время открывается окошко, продаётся несколько билетов и снова оно закрывается. Герой рассказа – пожилой человек в очках – остаётся без билета. Но он не теряет надежды и,  когда все расходятся, подходит к кассе. Он к кассиру, сидящему за фанерным прикрытием, обращается с просьбой о билете. Вдруг он слышит положительный ответ, да так вежливо, что удивляется. Кассирша предлагает 8 вариантов билетов. «Ничего не понимаю», – подумал герой.  А кассирша продолжила: «Ладно вам, вы столько сделали мне, помогли». Пассажир сломал фанерную завесу и увидел, что кассирша, оказывается, разговаривала по телефону и кому–то обекщала билеты. Поняв, в чем дело, пассажир тоже решил дать взятку, но кассирша, отбросив деньги, крикнула: «Хам, нашёл взяточника!».

В рассказе «Знакомый человек» (1938) изображён спекулянт Гайнулла абзый, который предпочитает знакомиться и дружить только с полезными для него людьми. Так, при первом знакомстве с молодым человеком он узнаёт, что тот работает в магазине. Следовательно, с ним нужно завести более близкое знакомство. Но как? Гайнулла абзый день и ночь думает только об этом. Но когда узнаёт, что этот молодой человек  работаёт в книжном магазине, сразу же меняет мнение и знать его не хочет.

Окончив ФЗУ, Атилла уезжает в Узбекистан, но там находится недолго, возвращается обратно в Казань и устраивается токарем в трампарк. Через какое-то время его жизнь круто меняется. Когда он приезжаег на отдых в Троицк, там встречает друга детства Шауката. Друг посоветовал ему продолжить образование, поступить в Ветеринарный институт.  Атилла поступает в институт, но ему не дают спокойно продолжать учиться. Его оттуда исключают как сына муллы. Атилла, решив отстоять справедливость, едет в Москву искать правду. Обращается к Наркозему, добивается восстановление в институт. В 1938 году Атилла заканчивает зоотехническое отделение Казанского  Ветеринарного института. По своему желанию едет в Дагестан. Там он работает 7 месяцев. А.Расиха  удивляет и зачаровывает красивая богатая дагестанская природа. Он снова едет в Казань, работает в Республиканском земельном комиссариате, затем уходит в армию. Его отправляют под Куйбышев.

В этот период у А.Расиха в журнале «Совет ђдђбияты» публикуется цикл рассказов. М. Джалиль о них дает хорошие отзывы.

В своем письме от 20 августа 1940 г. А.Расих пишет, что закончил сатирический рассказ  «Проклятый язык».  Как известно, для татарской литературы тридцатых–сороковых годов сатира – очень редкое явление. В основном пользовалась проза, восхваляющая действительность. Атилла писал: «Я считаю,  что литература в первую очередь должна служить народу» Он отправляет свой рассказ в редакцию журнала «Совет ђдђбияты». Кави Нђќми положительно отзывается об этом рассказе. Но Афзал Шамов пишет: «У нас сатиры не должно быть». И поэтому этот рассказ долгое время не печатается, а появляется только в 1955 году.

Главный герой рассказа – Хабир Забиров. Он предстает перед нами как человек, вообще не подходящий для занятий наукой, человек недалекий. Удивительно, что, не зная родного языка, ему удается поступить в аспирантуру. А поступает он туда для того, чтобы после окончания института его не направили в деревню.

 Закончив аспирантуру, Хабир приступает к диссертации. Для этого он едет в деревню собирать материал. И вот перед читателями предстаёт ряд сатирических героев. Хабир едет в деревню Альдермеш. По дороге ему встречается дед Шаяхмет и рекомендует поговорить с женщиной по имени Мђгьфируз.

Придя к этой женщине, Хабир обнаруживает в ней сплетницу, которая день и ночь собирает и распускает о ком-то плохие слухи по всей деревне. Хабир не понимает половины ее речи, не выдержав такого напора, он падает в обморок.

Затем Хабир идет к Габделхану. Тот хвастается подвигами, которые не совершал. Дальше он посещает колхозное правление, где встречается с бюрократом, демагогом – председателем колхоза Минуллиным Яруллой. Ярулла не может работать без указания сверху. Весь обложен бумагами, циркулярами. Он никак не может понять, что нужно этому аспиранту от него.

    Среди рассказов А.Расиха, созданных в 30–ые годы, актуальной проблематикой и уровнем художественного мастерства отличается рассказ «Красный горшок» (1940).  В нём умело раскрывается психология человека 30–ых годов.

В один из лунных ночей Шамсетдин абзый – член колхоза «Первое мая» – во дворе своего дома находит красный горшок, наполненный деньгами. Это событие переворачивает обыденную жизнь героя вверх дном. И перед читателями предстают два Шамсетдина. И они из-за этого горшка начинают спорить. Один из них говорит, что надо деньги отдать госдарству, доугой считает, что надо оставить себе. Герой весь в душевных муках, не может ни на что решиться. Дело доходит аж до драмы. Но побеждает новое веяние, коллективизм.

Мастерство А Расиха как писателя растет, и у него появляется мечта написать роман о своей юности. Но этому мешает начавшая в 1941 г. Великая отечественная война.

   Переходя к анализу творчества А Расиха 40-х годов, заметим, что война изменила его проблематику. Её он встретил на солдатской службе и до конца войны находился в действующей армии. Лично увиденное и пережитое на переднем крае легли в основу военных рассказов. И в них нашли отражения различные вопросы жизни человека на войне. Так в одном из первых рассказов «Земляки» /1942/ повествуется о воинах земляках, которые, недавно оторвавшись от мирной жизни, не могут привыкнуть к военным порядкам, но в решающий момент проявляют стойкость и героизм. В рассказе автору особенно удались сцены каждодневной солдатской жизни, обычные солдатские будни. Рассказ ведётся от первого лица. Недавно кончилась атака. Главный герой попал в госпиталь. Из госпиталя его по выздоровлении отправят в хороший полк, где есть и его земляки. Солдат радуется этому. Но, приехав в полк, он узнает, что в его взводе плохая дисциплина. Солдат в шоке. Через некоторое время бойцы идут в атаку. И вот тогда эти недисциплинорованные солдаты показывают чудеса мужества.

Достоверность же другого рассказа «Парень из Ютазы» (1942) обоснована тем, что прототипом главного героя является сам писатель. Это стало известно благодаря автобиографической трилогии «Воспоминания о моей жизни». Поскольку это не документальное произведение, автор, с одной стороны,  опирается на увиденнок им в плену, с другой стороны, обращается и к своей фантазии.

    В рассказах «В тылу врага» (1943), «Тоска по любви» (1943), повести «Зёрна счастья» (1944-1946)  писатель обращается к популярным в литературе тех лет участникам войны – разведчикам. Однако автор не ограничивается показом лишь героических деяний и поступков своих героев на поле брани, а одновременно стремится разносторонне осмыслить жизнь человека на войне. Первое объёмное произведение Расиха «Зёрна счастья» примечательно ещё тем, что является одним из первых в татарской литературе военных детективов.

Стр. 1, 2, 3, 4

     

 Copyright © 2002-2003   ООО "Аккорт"