ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА г. КАЗАНИ


 

На главную

О ЦБС

Наши библиотеки

Издания

 Ресурсы

Панорама жизни ЦБС Клубы Гостевая
 

 

ИЗДАНИЯ ЦБС "Татарская литература с древнейших времен"

 

Стр. 1, 2, 3

Закир Хади

Одним из крупных татарских прозаиков, чье творчество завершило просветительскую реалистическую литературу XIX века и вместе с тем предшествовало революционно-демократической литературе периода первой русской революции, был Закир Хади.

Закир Хади родился в деревне Ярамка Белебеевского уезда Уфимской губернии в семье крестьянина. Отец будущего писателя в зимнее время обучал грамоте детей своей деревни. Поэтому начальное образование Закир получил в семье отца. В 1875 году, когда мальчику исполнилось 12 лет, его отвезли в Тумутукское медресе, где Закиру и  всем учащимся пришлось жить в крайне тяжелых условиях, так как мударрис медресе вел праздную, разгульную жизнь и совсем не занимался обучением юных шакирдов. Но все же Закиру посчастливилось встретиться в жизни с образованным и культурным для своего времени воспитателем Хуснулгатой Муратаевым. Он познакомил молодого шакирда с некоторыми элементами светских знаний, привил ему любовь к чтению. Закир навсегда запомнил советы наставника, благотворное влияние которого оказалось решающим в его жизни.

В 1885 году после десятилетнего пребывания в медресе Закир Хади уходит из Тумутука в поисках счастья.

В Нижнем Новгороде он несколько месяцев работает на кожевенном производстве. Случайно узнает о Касимовском медресе, где преподавание велось по новому методу: наряду с канонами шариата там преподавались география, история, арифметика. Жаждущий знаний Закир едет в Касимово на учебу. Живя в городе, он получил возможность знакомиться с русской культурой. К этому времени в деревне Татар-бае, в нескольких километрах от Касимова, открылись курсы по подготовке учителей для татарских школ. Оставив учебу в медресе, Закир Хади поступил на эти курсы. Окончив их, начал работать учителем в деревне Мулта. Молодой педагог всей душой отдался делу воспитания юного поколения, одновременно продолжая заниматься самообразованием. В летние каникулы он изучает в Касимове русский язык.

В 1905 году Закир едет в Одессу и учительствует там. Но через год возвращается в деревню Мулта, на прежнюю должность. Есть сведения, что в 1908 году он некоторое время живет в Казани. Далее в 1914 году Закир уезжает в Харьков и там учительствует 4 года. По приглашению родных в 1918 году он возвращается в деревню Ярамка, где родился и рос, а через год уезжает в Башкирию, проработав там всего год, снова возвращается в родную деревню. В 1922 году переезжает в Касимово и работает учителем в деревне Бимсала, находящейся в 5-ти километрах от города. По-видимому, город все-таки притягивал писателя, и до конца своей жизни он продолжал работать педагогом. Скончался Закир Хади в 1933 году, прожив 70 лет.

Свой первый рассказ «Счастливая девушка» Закир Хади написал в 1903 году, когда работал учителем в  Мулта, в свет вышел этот рассказ в 19904 году в Оренбурге. За ним последовали рассказы «Официант» и «Благословение».

В годы революционного подъема Закир не мог оставаться в стороне от политических событий. Еврейские погромы, организованные царским правительством и черносотенцами, вызывают у молодого писателя глубокое возмущение. Он пишет большую повесть о зверствах властей и пытается издать ее в Оренбурге. Однако буржуазные издатели отказались принять к печати «крамольную» рукопись. По некоторым сведениям, Хади тогда же написал большую поэму на тему русско-японской войны. Но и это произведение не увидело света. К сожалению, обе рукописи оказались бесследно утерянными. Живя в Казани в 1908 году, он пытается издать сборник своих рассказов. На собственные средства писатель выпустил отдельной книгой повесть «Новые приверженцы пещеры». Известно, что несколько рассказов, написанных в Одессе, он передал братьям Шарафам, владельцам книжного издательства в Казани. Но те, как и оренбургские издатели, не решились их напечатать. Даже попытки Г. Тукая помочь их издать оказались безуспешными. Подавляющая часть рассказов писателя, созданных в период революции пятого года, оказались неопубликованными, причем до сих пор их рукописи не обнаружены.

Закира Хади глубоко волновали темнота и беспросветно нищенская жизнь трудовых масс татарского и башкирского народа. С болью наблюдал он тяжелое положение женщины и печальную участь молодежи. Уже в первых своих рассказах Хади поднимает тему равноправия женщин, и прежде всего он выступает против насильственного брака, являвшегося средством лишения женщины свободы. Писатель считал, что женщина имеет полное право участвовать в общественной и культурной жизни.

В рассказе «Счастливая девушка» он рисует образ умной татарской девушки Гайши. Она решительно отказывается от насильственного брака и соединила свою судьбу с Габбасом: он любит ее, видит в ней человека, друга. С помощью мужа Гайша становится учительницей, живет общественными интересами.

Хади полагал тогда, что все общественные и бытовые проблемы разрешаются просвещением. В своих произведениях он стремится доказать правильность этой точки зрения и вызвать у читателя стремление к образованию.

Габбас, муж Гайши, в этом рассказе является выразителем взглядов писателя, считавшего причиной всех зол невежество, темноту, лень. Вот что говорит автор рассказа: «Несколько лет тому назад Ибат абзый и Салим мулла хотели с помощью палки «поставить народ на путь истины», но из этого ничего не вышло. Габбас первым обратил внимание на причины отрицательных явлений жизни и добился их искоренения путем просвещения, вследствие этого исчезли и сами отрицательные явления. Как пишет автор, Габбас прошел все ступени старого медресе, вышел оттуда морально и физически здоровым, высокообразованным, совершенным во всех отношениях. Вот он становится муллой в своей деревне. Занимается сельским хозяйством и торговлей. Через несколько лет личный пример и вдохновенные проповеди в мечети совершили чудо: крестьяне, до сих пор погруженные в невежество и лень, совершенно преобразились. Экономика села изменилась неузнаваемо, культура поднялась. Здесь мы видим несоответствие жизненной правде.

Во-первых, обучение в медресе того времени морально и физически уродовало молодежь, и в этом смысле история Габбаса нетипична.

Во-вторых, при господстве самодержавия и помещичьего землевладения в деревнях, типичным было обнищание крестьян. Деятельность одного муллы, будь у него семь пядей во лбу, бессильна против этого закона.

Стр. 1, 2, 3

                 

     

 Copyright © 2002-2003   ООО "Аккорт"